Архивный детектив из Донбасса: тайная связь семьи Юзов и крёстного отца Ленина
Донецкое краеведческое расследование на основе архивов: как промышленники Юзы разорили помещика Белокрысенко, а его отец, возможно, был крёстным отцом В.И. Ленина. 7 совпадений, гипотеза, документы.

Старая Юзовка: экономика, руда и стальные нервы


1880-е годы. Посёлок Юзовка - это не просто скопление казарм у завода, это пульсирующий финансовый нерв Новороссийского общества. Завод, основанный Джоном Юзом, вышел на проектную мощность, но его ненасытные домны требовали всё больше сырья. Благодаря изысканиям Александра Поля мир узнал о несметных залежах железной руды в Кривом Роге.


Пробная проплавка в 1883 году дала отличный результат, но между Юзовкой и рудой лежали степи. Всё изменилось 18 мая 1884 года с открытием участка Екатерининской железной дороги. Протяжённость этого ключевого участка составляла около 500 вёрст.


Стальные пути связали Донбасс с Криворожьем, и для Юзов настал момент действовать. Нужен был не просто поставщик, нужен был контроль у источника.


«Блестящая операция»: как англичане заполучили криворожскую руду


Их взгляд пал на помещика Верхнеднепровского уезда Фёдора Арсеньевича Белокрысенко. Как позже напишет в книге «Старая Юзовка» краевед Илья Гонимов, операция была проведена блестяще. Ответственным старый Юз назначил сына, Джона Джеймса (Ивана Ивановича).


Помещику, мечтавшему о барышах, предложили контракт на поставку миллиона пудов руды. Белокрысенко, не просчитав расходы, подписал, получил аванс и с головой окунулся в дело, которое оказалось ему не по зубам.


Деньги быстро закончились. И тут «добрые друзья» Юзы всегда были готовы помочь - дать в долг под залог имущества, предоставить лошадей, но с условием удержания из будущих платежей. Петля затягивалась. «Одним только частным лицам и ростовщикам Белокрысенко задолжал 62 тыс. рублей», - констатирует Гонимов.


В конце концов, затравленный кредиторами помещик бежал, оставив свои дела на «урегулирование» Джону Джеймсу. Итог предсказуем: к 1887 году, как отмечал горный инженер Д. Никольский в «Экономическом журнале», Юзовский завод приобрёл у землевладельца Белокрысенко 1200 десятин земли, «исследования которой обнаружили присутствие руды в значительном количестве».


К 1901 году на этом руднике добывали более 12 миллионов пудов руды в год. Рудник, купленный у Белокрысенко, в советское время получит имя Фрунзе. Для рабочих, которых трудилось 750 человек, даже построили казармы и одноклассную школу - подобные учебные заведения тогда только начинали появляться в нашем регионе, о чём можно подробнее узнать в отдельном материале.


Так Юзы обеспечили себя сырьём на десятилетия вперед. Казалось бы, локальная история донецкого бизнеса. Но здесь начинается самое интересное.


Неожиданный поворот: глава Симбирской удельной конторы


Параллельно, в тысяче с лишним километрах к северу, в Симбирске, Симбирской удельной конторой с 1859 года руководил действительный статский советник Арсений Фёдорович Белокрысенко. Учёный-лесовод, краевед, коллекционер, кавалер множества орденов. Его ближайшим другом и частым гостем был инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов.


10 (22) апреля 1870 года в семье Ульяновых родился сын Владимир. В метрической книге Николаевской церкви Симбирска под номером 8 сохранилась запись: «Воспреемниками ему были: действительный статский советник Арсений Фёдоров Белокрысенко…».


Таким образом, высокопоставленный чиновник стал крёстным отцом будущего вождя революции. Он же позже крестил и младшую дочь Ульяновых, Марию.


И вот мы подходим к главной гипотезе, которая из локальной истории донецкого бизнеса делает головоломку общероссийского масштаба. А что если Арсений Фёдорович Белокрысенко, крёстный отец Владимира Ульянова-Ленина, является отцом того самого незадачливого Фёдора Арсеньевича Белокрысенко, которого «обыграли» Юзы? Совпадение? Возможно. Но давайте рассмотрим улики.


Семь совпадений: методика краеведческого детектива


Перед нами цепь удивительных фактов. Расследование, основанное на архивных находках, позволяет их выявить.


Совпадение 1. Фамилия, имена и отчества. Отец - Арсений Фёдорович. Сын - Фёдор Арсеньевич. Прямая и логичная связь «отец-сын» в именной формуле.


Совпадение 2. Илья Гонимов в «Старой Юзовке» указывает, что разорившийся Фёдор Белокрысенко после бегства устроился на службу… в удельной конторе одной из северных губерний. Весьма специфическое ведомство, в котором его отец сделал блестящую карьеру.


Совпадение 3. Интересы. Арсений Фёдорович, будучи лесоводом, активно интересовался и полезными ископаемыми Симбирской губернии. Его сын Фёдор с головой погрузился в разработку железной руды в Криворожье. Склонность к землепользованию и недрам, пусть и в разных аспектах, прослеживается.


Совпадение 4. Даты и обстоятельства. 19 ноября 1885 года 67-летний Арсений Белокрысенко, человек «замечательной энергии», скоропостижно скончался в своём кабинете от удара.


 В это время его сын Фёдор был на Юге в самом эпицентре финансового краха. Вероятно, весть о долгах и позоре сына и стала для отца последней каплей. 26 ноября его хоронил весь цвет Симбирска, включая семью Ульяновых. А чуть позже, в январе 1886 года, в той же ограде похоронили и Илью Николаевича Ульянова…


Совпадение 5. Происхождение. Известно, что Арсений Белокрысенко был выпускником Харьковского университета и, по воспоминаниям, питал особую любовь к южным губерниям.


В его доме звучали народные мелодии, в частности, песни на малороссийском наречии, гостили земляки, обсуждались новости из родных мест – Верхнеднепровского уезда. Он хранил как реликвию фотокопию автопортрета поэта Тараса Шевченко с дарственной надписью.


Совпадение 6. Судьба реликвии. На том самом портрете Шевченко, как указывается в книге Владимира Яцюка, ниже автографа поэта была позже добавлена другая надпись: «Серг. Вас. Ваганову на память от Федора Арс. Белокрысенко». То есть сын, Фёдор, уже после смерти отца распорядился этой семейной ценностью, подарив её знакомому ветеринарному врачу.


Совпадение 7. Родовое гнездо. И, пожалуй, главная улика. Авторитетный ульяновский краевед Жорес Трофимов установил: Арсений Фёдорович Белокрысенко родился 27 октября 1818 года в селе Комиссаровка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии.


Это всего 60 вёрст от Кривого Рога. Получается, что, разоряя Фёдора Белокрысенко, Юзы фактически разорили земляка, выходца из тех же краёв.


Открытый финал: история ждёт своих исследователей


Итак, перед нами выстроилась цепь фактов. Две линии - донецкая и симбирская - сходятся в одной фамилии. Промышленная афера семейства Юзов в Криворожье и судьба высокопоставленного крёстного отца Ленина в Симбирске оказываются связаны гипотетическими, но прочными родственными узами.


Можно ли со стопроцентной уверенностью утверждать, что это один и тот же род Белокрысенко? Прямых документов, например, записей о рождении Фёдора Арсеньевича, в нашем распоряжении пока нет. Выводы, наверное, должны сделать читатели. Но семь совпадений - это уже не случайность. Это - система.


История Донецкого края полна таких переплетений. За крупными промышленными сюжетами всегда стоят человеческие судьбы, которые иногда непостижимым образом вплетаются в канву «большой истории».


Так было с иностранцами, вроде Джона Юза или шахтёра-коммунара Ивана Пинтера, решившими связать жизнь с Донбассом. Так, вероятно, было и с семьёй Белокрысенко, чья история навсегда соединила степные рудники, симбирские кабинеты и судьбу человека, изменившего мир.


Расследование завершено. Но поиск продолжается. Остаётся только добавить, что подобные архивные детективы - это и есть подлинная, многослойная летопись Донецка, в которой каждое имя может привести к неожиданному открытию.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Твой Донецк » Справочник Донецка » Летопись Донецка » Архивный детектив из Донбасса: тайная связь семьи Юзов и крёстного отца Ленина